|
Неинтересных мест на свете нет - есть незнакомые. Приятно открыть для себя новый удивительный город. Например, узнать, что Екатеринбург не только колыбель русского рока и родина малахитовых шкатулок…
Прежде Екатеринбург рисовался мне серым и уныло-промышленным, с дымящими заводскими трубами. Но охота к перемене мест пересилила рожденный невежеством скепсис - чему я очень рада. Жаль только, что на знакомство с городом было отпущено всего три дня.
Да, Екатеринбург - промышленный центр. Тут расположены крупнейшие в мире металлургические заводы Уралмаш и Уралтрансмаш. Местная гордость - плотина на реке Иссеть, около которой по проекту Василия Татищева в 1723 году был построен железоделательный завод, давший начало городу, названному в честь святой Екатерины - покровительницы горного дела и ее тезки - жены Петра I.Но облик Екатеринбурга формируют не предприятия. Неслучайно он зовется третьей столицей России. Это современный, живой, постоянно развивающийся город с театрами, музеями, развлекательными и торговыми центрами, современными гостиницами и стильными кафе.
Историческая идея планировки и архитектурное решение Екатеринбурга позволили французскому Институту Клода-Николя Леду включить его в 2001 году в число двенадцати идеальных мегаполисов мира, среди которых Париж, Нью-Йорк, Буэнос-Айрес, Женева, Лондон. В самом деле, он очень продуманный, логичный и компактный. Современные многоэтажки мирно уживаются с крохотными деревянными домиками XIX века, не подавляя и не затеняя их. Территория города - 15 на 25 км, и выходить за эти пределы он "не имеет права".
Екатеринбург окружен кольцом лесопарков: предвидя экологические проблемы, его отец-основатель Василий Татищев запретил вырубать деревья в окрестностях в радиусе 15 верст. Его указ не нарушался и впоследствии: даже в тяжелые годы Великой Отечественной войны местные жители не смотрели на леса как на источник дров. Так что город развивался в своих границах продуманно и постепенно, а не расползался стихийно вширь, как Москва или Питер.
Люди тут не склонны переписывать свою историю. В 90-е годы здесь не переименовывали улиц, не сносили монументов. В конце екатеринбургского Арбата - улицы Вайнера - по сей день стоит памятник Ленину: его указующий перст направлен куда-то в небо, а у подножия - горстка демонстрантов вяло протестует против нынешнего политического устройства. В городе сохранилась также большая и единственная в своем роде "коллекция" зданий, построенных в стиле конструктивизма в конце 20-х - начале 30-х годов XX века. Говорят, она очень нравится иностранцам.
Уральские сокровища На территории бывшей Горной аптеки (памятника федерального значения, построенного по проекту известного архитектора-классициста Михаила Малахова в 1821-1822 годах) расположен Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Здесь выставлены работы мастеров Екатеринбургской гранильной фабрики XVIII - XIX веков.
Очень красив малахитовый зал: чудесные шкатулки, огромная чаша, изящная зеленая ящерка на камне. Соседний посвящен родониту, второму по значению камню Урала, имеющему и другое название - орлец (его часто находили в гнездах орлов). Из родонита делали крупные декоративные изделия: чаши, вазы, столешницы, письменные приборы и пр. А еще его клали в колыбель - на счастье. Необычно выглядят панно и столики из яшмы. На срезе камня вырисовываются интересные узоры - говорят, попадается даже яшма с профилем Пушкина и Ленина. В музее представлены и работы современных уральских ювелиров - чаши с аппетитными каменными фруктами, вазы-обманки с веточками земляники. Раньше их ставили на стол, чтоб сбить с толку и развеселить гостей - кажется, что вазочка заполнена водой, а ягодки трудно отличить от настоящих.
В областном краеведческом музее хранится самая древняя и крупная из когда-либо обнаруженных деревянных скульптур. В 1890 году на Среднем Урале, в торфянике на берегу Шигирского озера, золотоискатели случайно обнаружили множество древних изделий. Торф - прекрасный консервант, в нем сохраняются даже хрупкие материалы. Самым ценным из найденных предметов стала пятиметровая деревянная фигура, которую назвали Большим Шигирским идолом. Он намного старше египетских пирамид: его возраст - девять с половиной тысяч лет.
Еще один интересный музей - Почтовое подворье. Рядом с ним стоит верстовой столб, оповещающий путешественников, что до Москвы отсюда 1766 верст. Здесь можно увидеть средства передвижения прежних времен: кареты, повозки, тарантасы, а также фотографии забавных почтовых ящиков со всего мира, сделанных в форме машинок, животных, рыбок. В ямщицкой собрана старая кухонная утварь: самовары, горшки, ухваты. Нам рассказали, что бывают горшки-"мужчины" и горшки-"женщины". Пол глиняной посуды определяется по звуку, издаваемому при ударе: у "женских особей" он более мелодичный - люди считали, что именно в этих горшках еда получается вкуснее.
В Музее изобразительных искусств выставлено старинное каслинское художественное литье: фигурки людей и животных, садовые столики, чугунные решетки. В XIX веке там отливали скульптуры по моделям Петра Клодта, Евгения Лансере, Михаила Канаева. В конце позапрошлого столетия на заводе был изготовлен знаменитый Каслинский павильон, представленный на выставке в Париже в 1900 году и получивший высокие награды. В 1921 году первый "красный директор" предприятия Николай Захаров отдал распоряжение переплавить это произведение искусства на сковородки и чугунки: сковородки - оно, конечно, практично, а резной павильон - на кой он нужен? К счастью, рабочие завода эту точку зрения не поддержали и большую часть деталей от плавильной печи уберегли. Впоследствии утраченные элементы восстановили, и теперь павильон, некогда служивший выставочной витриной, стал центром художественной экспозиции.
Отличная коллекция каслинского литья собрана в кафе-музее "Демидов". Его хозяин - Михаил Горюнов, бывший воин-афганец, человек с тонким вкусом и богатым воображением. Кафе он обставил чугунной мебелью и украсил звериными шкурами. Приобрел патефон. И даже поселил в одном из залов сверчка.
"Демидов" - это место, где удалось остановить время. Но оно не замерло навеки, как в музее, а осталось живым, чутко дремлющим. Прошлое столетие зарылось в медвежьи шкуры на полу и стенах, застыло в черных каслинских фигурках. Время можно потрогать, понюхать (оно сладко пахнет березовыми поленьями в камине) и даже услышать. Хозяин ставит на старинный патефон пластинку Шаляпина, и музыка уносит нас в те невозвратные времена, когда наши бабушки танцевали с дедушками и еще не было Великой Отечественной и нас самих, конечно, тоже…
На границе Европы и Азии В 17 км от Екатеринбурга по водораздельному хребту Уральских гор проходит научно обоснованная Василием Татищевым граница Европы и Азии. Татищев назвал ее "натуральной", то есть естественной, природной. Это не только водораздел рек, но и климатический и ботанический рубеж. На западном и восточном склонах гор растут разные деревья, в озерах по разные стороны хребта водятся различные виды рыб.
По всему водоразделу тянется цепь пограничных столбов - на Урале их несколько десятков. Установка этих знаков началась еще в XIX веке и продолжается до сих пор. Первый обелиск "Европа - Азия" появился в 1837 году на бывшем Сибирском тракте, близ города Первоуральска, в память о посещении Урала цесаревичем Александром (будущим царем Александром II) и представлял собой мраморную пирамиду, увенчанную позолоченным двуглавым орлом. Положение геральдической птицы (одна голова смотрела в Европу, другая - в Азию) придавало сооружению особый символический смысл. Обелиск напоминал о том, что империя включает в себя земли двух частей света, соединенных "одним телом".
Один из столбов "Европа - Азия" установлен в 2004 году в непосредственной близости от Екатеринбурга, на 17-м км Московского тракта. В основании нового символа границы лежат два камня: один привезен с самой крайней точки Европы, мыса Рока, другой - с самой крайней точки Азии, мыса Дежнева. Мы покрутились около обелиска, зашли в Европу перекусить, заглянули в Азию, в магазин сувениров, и получили сертификат, подтверждающий, что мы побывали в точке с координатами 56°50’ северной широты и 60°38’ западной долготы.
Скоро в этом месте начнется строительство туристического центра "Граница частей света". Проект интересный и масштабный. Центром комплекса станет железобетонный обелиск высотой 180 м. Здесь появятся ресторан, кофейня, сувенирный павильон. На смотровые площадки можно будет подняться на панорамных лифтах. Рядом построят гостиницы, выставочные залы, деловой центр, кафе, музей, кемпинги. В планах также духовный центр для представителей разных конфессий, музейно-этнографический комплекс, спортивный центр, дендропарки с европейской и азиатской флорой. Роль карты Евразии будет выполнять большой парк, имитирующий политическую карту с указанием государственных границ, столиц государств и расстояний до них от Екатеринбурга. И конечно, аттракцион "Золотой прииск", где каждый желающий сможет собственноручно намыть грамм-другой золота.
Последние дни царской семьи Жуткий Ипатьевский дом, в котором окончила свои дни семья императора Николая II, в Екатеринбурге не сохранился - в 70-е годы его снесли под предлогом реконструкции. Долгое время здесь был пустырь. В 2000 году на месте дома инженера Ипатьева был построен храм-памятник на Крови в честь Всех Святых, в земле российской просиявших. Строительству предшествовали археологические раскопки: по требованию церкви заалтарная часть должна была находиться на месте подвала, в который привели членов царской семьи, пообещав перевести их в безопасное место, и расстреляли, не дав проститься с жизнью и родными.
В десяти километрах от Екатеринбурга, на месте первоначального захоронения их останков в Ганиной яме, возведен монастырь во имя Святых царственных страстотерпцев. В сосновом лесу стоят семь рубленых деревянных храмов: Державной иконы Божией Матери, Иверской иконы Божией Матери, Преподобного Сергия Радонежского, Преподобного Серафима Саровского, Святителя и Чудотворца Николая, Святого Праведного Иова Многострадального и главный - Святых царственных страстотерпцев.
Посещение монастыря, построенного на месте захоронения зверски убитой царской семьи, почему-то не наводит на тягостные мысли - напротив, на душе становится легко и светло. Как писал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II высокопреосвященному Викентию, архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому, "надеемся, что строительство скита на месте уничтожения тел царственных страстотерпцев в Ганиной яме, где в скором времени тоже будет возноситься церковная молитва, изгладит последствия страшных преступлений, совершившихся на многострадальной уральской земле".
Родовое гнездо Демидовых В 85 км к северу от Екатеринбурга расположен Невьянск - родовое гнездо Демидовых, могущественных промышленников, меценатов, сподвижников Петра Великого. Этот уютный городок на реке Нейва был основан в 1701 году Никитой Демидовым, хозяином железоделательного завода.
Главная местная достопримечательность - уникальная Невьянская (почти Пизанская!) наклонная башня, построенная в 1721–1725 годах по приказу Акинфия Демидова, старшего сына Никиты Демидова. Но если пизанская достопримечательность все падает и никак не упадет, то невьянская слегка нависает над землей и рушиться не собирается вовсе. Вверху она отклоняется от вертикали на 1, 8 м на юго-запад. Почему - загадка. То ли этот крен произошел на этапе строительства, и его так и не удалось скорректировать. То ли Акинфий Демидов решил соригинальничать и показать, кто здесь хозяин, - вот и велел построить необычную наклонную башню, чтобы кланялась на юго-запад, в сторону Тулы, откуда происходил род Демидовский.
На башне нас встречает Акинфий Демидов собственной персоной - в треуголке, камзоле и панталонах. Строго вопрошает он: что о нем сейчас говорят, добрая ли слава о нем идет аль дурная? Даже и не знаем, что ему ответить, - столько легенд сложено о старшем сыне Никиты Демидова, некоронованном короле Урала, хозяине 25 железных и 77 медных заводов, 18 железных и всех алтайских серебряных рудников, 215 сел и деревень. Он был человеком строгим, властным, работящим и деловитым. Говорят, в огромных подвалах башни Акинфий имел свой золотомонетный двор, подпольный в прямом и переносном смысле слова, и однажды, испугавшись разоблачения, затопил подвалы вместе с работниками. Да, много слухов ходит… Реабилитировать Демидова в глазах потомков взялся было Павел Бажов. Он мечтал, но, увы, не успел "написать историю первых Демидовых, которые в сложном деле создания русской промышленности на Урале действовали с петровским стремлением "всяко обнадеживать деловых людей… памятуя, что от таковых великое прибавление и польза заводскому делу проистекать могут". Бажов считал, что "энергия Демидовых, их напор, организаторская сметка заслуживают справедливой оценки потомков. Их крепостническая сущность не должна заслонить того факта, что благодаря их деятельности наша страна в короткий срок освободилась от импорта железа и стала его экспортером". Вот так-то!
В окрестностях Невьянска расположен поселок золотоискателей Быньги. В XIX веке, во времена золотой лихорадки, все местные жители возомнили себя старателями - искали благородный металл на огородах, дворах, в подвалах. В наше время никто таких попыток уже не предпринимает, слишком утомительное и неблагодарное это дело: много породы нужно перемыть, чтобы найти драгоценные крупинки. Сейчас в Быньгах золото добывают промышленным способом: за сезон (с апреля по октябрь) намывают около тонны.
Храм Святого Николая Чудотворца в Быньгах - одно из первых на Урале церковных сооружений в стиле классицизма. Его называют открытым музеем невьянской иконы. Местным мастерам-старообрядцам тоже покровительствовали Демидовы. Иконы тут писали на фаянсе, что обеспечивало их долговечность: краски не портились, не тускнели. Случалось и так, что сам храм разоряли, а иконостас оставался невредимым!
Освященный в 1797 году храм уникален тем, что в советское время в нем почти не прекращались службы. Благодаря прихожанам он избежал судьбы большинства российских церквей - обезглавленных, полуразрушенных и разоренных, отданных в лучшем случае под сельские клубы, а в худшем - под машинно-тракторные станции. Храм потрясающе теплый, домашний и добрый: потускневшее золото икон, потемневший потолок, старинные кованые решетки на полу, огромные чугунные печи, сундуки вдоль стен. Ему чужда надменность огромных соборов, сияющих новым сусальным золотом. Когда входишь сюда, понимаешь, что означают слова "намоленное место", - просто не хочется его покидать!
Как ни печально, приход храма невелик: на службе бывает человека три-четыре. Молодежь в церковь не идет, предпочитает казино, которое недавно открылось в городе и теперь работает круглосуточно и с аншлагом. Меценаты тоже активности не проявляют. Говорят, приезжали давеча из Москвы, обещали помочь, походили, посмотрели и уехали. Тем дело и кончилось.
Да, богаты достопримечательностями Екатеринбург и его окрестности. А ведь мы еще не побывали на овеянных легендами и воспетых в сказах Павла Бажова Думной горе, Азов-горе, Гумешевском руднике, не съездили в Сысерть, родину самого писателя, не погуляли по заповедному парку "Оленьи ручьи", красивейшему месту, где установлен Ангел надежды - одна из шести скульптур ангелов, созданных шведской художницей Леной Эдвалл, которые обнимают планету, защищая ее от невзгод. Трех дней на осмотр уральских достопримечательностей явно недостаточно. Тут и недели будет мало. Ну, ничего, монетки в фонтан мы бросили, а значит, вернемся!
|
Поиск:
|