|
Бывают сооружения — дворцы, храмы, мосты, — без которых город не может быть самим собой. Разве можно представить себе Москву без Кремля и храма Василия Блаженного? А Рим — без Колизея и собора св. Петра? Вот и Петербург, несмотря на множество знаменитых сооружений, некоторые люди представляют себе по 5–6 «главным» памятникам, в том числе — Исаакиевскому собору. Глядел я, стоя над Невой, Как Исаака-великана Во мгле морозного тумана Светился купол золотой… Так писал в далеком 1844 году Федор Тютчев. А вы, ребята, знаете, что собор этот, освященный в честь легендарного византийского монаха IV века Исаакия Далматского, на самом деле считается памятником Петру I? Дело в том, что день памяти этого святого — 30 мая — совпадает с днем рождения императора. Современный собор — четвертый из целой семьи «тезок», построенных в Питере. Первая Исаакиевская церковь была деревянной и начала действовать еще в 1710 году. А в 1727 году была построена вторая Исаакиевская церковь, стоявшая примерно на том самом месте, где позднее был поставлен Медный всадник — знаменитая конная статуя Петра Великого. Обветшавшая церковь была разобрана в 1763 году. Третий храм в честь Исаакия строился 30 лет, а когда был закончен, то оказалось, что «видом своим он не соответствует облику» столичного Санкт-Петербурга. Церковь взялись перестраивать, но, по существу, построили на ее месте новую — четвертую по счету. Это и был существующий сегодня Исаакиевский собор. Автором проекта стал только что приехавший в Россию французский архитектор Огюст Монферран. Строился храм очень долго — ровно 40 лет; и был закончен только в 1858 году, в год смерти архитектора. На собор не жалели ни сил, ни средств: из государственной казны на это строительство была отпущена фантастическая по тем временам сумма — 23 миллиона рублей! Только одного червонного золота для украшения куполов и внутреннего убранства храма истратили более 400 килограммов! Как и все массивные питерские постройки, фундамент собора покоится на сваях. Их было забито в топкую землицу аж 24 тысячи штук! 48 монолитных гранитных колонн высотой в 17 метров вырубались в карьерах близ Выборга, и доставлялись в Петербург морем. 128 рабочих устанавливали каждую из них с помощью системы блоков и механизмов всего за 40–45 минут! Подобного строительная техника еще не знала. Огромный купол собора был собран из металлических конструкций, а снаружи покрыт золочеными медными листами. Так как строился Исаакиевский собор долго, то и его внешний облик не один раз подновлялся в духе времени. Оформляли собор лучшие художники и скульпторы того времени, настоящие мастера своего дела: И.П. Витали, К.П. Брюллов, Ф.А. Бруни и другие. Самое любопытное, что и после официального завершения строительства, работы по украшению продолжались. Живописные картины на стенах постепенно уступили место мозаикам, которые в точности повторяли оригинал! Продолжалось это «соревнование мастеров» вплоть до 1917 года. А после октябрьского переворота собор, как и большинство других храмов, был закрыт, и в его помещении открыт Антирелигиозный музей. Потом музей стал называться Государственным музеем-памятником. Только в самом конце ХХ века Исаакиевский собор вернулся к своему предназначению — быть храмом Божьим Казанский собор Несмотря на то, что этот величественный собор построен в 1801–1811 годах, его по праву можно считать памятником героям войны 1812 года. Почему? Именно здесь было выставлено когда-то для осмотра 107 трофейных знамен, 93 ключа от городов и крепостей, взятых русскими солдатами. А кроме того, именно здесь в 1814 году был погребен прах М.И. Кутузова, героя этой Отечественной войны. И как бы для того, чтобы подчеркнуть мемориальность Казанского собора, 25 декабря 1837 года (в день 25-летия изгнания войск Наполеона за пределы России) на площади перед храмом были установлены два памятника — М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, выдающимся полководцам, много сделавшим для победы над врагом. Сам собор, построенный по проекту архитектора А.Н. Воронихина, очень красив. Его украшает величественная колоннада, полукружием развернутая в сторону Невского проспекта, а входы в собор «охраняются» строгими шестиколонными портиками. Венчает здание очень красивый купол. Но одна из самых примечательных деталей собора — его двери. Это копия знаменитых «Врат рая», над которыми итальянский ваятель Л. Гиберти трудился 27 лет и которыми он украсил в 1442 году флорентийский баптистерий (здание для обряда крещения). «Вратами рая» их в восхищении назвал великий Микеланджело, а точную копию сделал по хранящимся в Академии художеств гипсовым слепкам литейщик Василий Екимов (между прочим, именно он отливал фигуры Суворова, Кутузова, а также Минина и Пожарского для памятников). Собор это не действующий, в нем по сию пору расположен Музей истории религии. Кунсткамера Академия наук (1783-1789, арх Дж. Кварнеги и Кунсткамера (1718-1734, арх. Г.-И Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г. Клавери. Самый старый в России музей — петербургский кабинет редкостей или, как чаще говорят, Кунсткамера. Он всего на год моложе самого города: был основан Петром I еще в 1714 году. Из дальних поездок император привозил всякие «редкости»: книги, глобусы, модели кораблей и машин, различные приборы, географические карты, чучела животных, горные породы и минералы, шаманские бубны… Все это и составило основу Кунсткамеры. А еще здесь были заспиртованные «монстру». Например, «вельми удивительная ящерица с острыми челюстями». Сюда Петр повелел отдавать «в колбах со спиртом» человеческих «уродцев» (не родившихся младенцев)… Петр издал Указ, согласно которому Кунсткамера должна была быть общедоступной: «Впредь всякого желающего пускать и водить, показывая и изъясняя вещи…» Кунсткамера несколько раз переезжала с места на место: из Летнего дворца в Кикины палаты на Шпалерной улице, а потом на стрелку Васильевского острова, в специально построенное для нее здание. На базе ее коллекций со временем были образованы: Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи, Музей антропологии и этнографии и другие.
|
Поиск:
|